Методика профессионального самоопределения. Методики профессионального самоопределения и психологического сопровождения профессиональной карьеры в мировой практике. Выбор профессии – профессиональное самоопределение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен. Формы и направления деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2014

    Возрастные особенности формирования личности подростка. Мотивация старших школьников в выборе профессии. Исследование проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Формы профориентационной работы в выборе профессии у старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2016

    Сущность и содержание понятия "профессиональное самоопределение личности". Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников "Взгляд в будущее". Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2011

    Социально-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства. Социальные последствия и общественная значимость проблемы деформаций профессионального самоопределения учащихся.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Особенности взросления старшеклассников, а также характеристика, технология и оценка эффективности программы социально-педагогической помощи в их самоопределении. Опытно-экспериментальный анализ условий профессионального самоопределения старшеклассников.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2010

    Взаимосвязь профессиональных самоопределения и мобильности учащихся с умственной отсталостью. Определение уровня знаний старшеклассников о профессиях, готовности к ее выбору, их профессиональных интересов. Значение трудового воспитания в развитии детей.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

Профессиональная ориентация обучающихся в соединении с подготовкой к самостоятельному профессиональному труду и карьере, формированием соответствующей мотивации, иерархии карьерных ориентаций является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов. Цариценцева О.П. Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). URL: http: //www.covenok.ru/koncept/2012/12169. htm (дата обращения - 14. 02.2015). На уровне государства актуальность решения этой задачи отражена в плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению эффективности и качества услуг в общем образовании на 2013-2018 гг. через необходимость разработки и реализации региональных комплексов мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. О плане мероприятий ("дорожной карте")"Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки": распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №722-р//Собрание законодательства Российской Федерации. - №19. - 2014.

Можно предполагать, что заявленные индикаторы "профилизации" будут реализованы двумя стандартными способами: через модернизацию существующих профориентационных технологий и через адаптацию для школьной практики зарекомендовавших себя методик профессионального самоопределения и психологического сопровождения профессиональной карьеры.

Начальный этап становления карьеры не подразумевает "окончательного" выбора профессии, но предполагает наличие способности к некоторой рефлексии, в части представления о собственных преференциях в будущей трудовой деятельности, своеобразной профессиональной идентичности. По периодизации известного отечественного специалиста в области психологии профессии Е.А. Климова, старший школьный возраст соответствует такой стадии профессионального становления, как вторичная реалистическая оптация. Для нее характерен не столько выбор старшеклассником профессии, сколько выбор учебно-профессионального направления (например, выбор образовательной организации для получения среднего общего образования и профиля этого образования). При этом принципиально важным, с позиций актуализации карьерных ориентаций старшеклассника, становится тот факт, что этот выбор должен осуществляться не ситуативно, а максимально осознанно.

К наиболее известным на постсоветском пространстве методикам, которые содержательно касаются профессионального самоопределения и профессионального выбора, в первую очередь относятся опросники профессиональных интересов и склонностей (А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Э. Стронга и др.).

Так, например, опросник "Карта интересов" отечественного психолога А.Е. Голомштока, позволяет определить степень выраженности интереса индивида к одному из более чем двух десятков выделенных видов профессиональной деятельности. Предложенная литовским психологом Л.А. Йовайшей оригинальная методика "Определение профессиональных склонностей" (к работе с людьми, к работе на производстве, к подвижным видам работы, к умственным видам деятельности, к эстетике и искусству, к планово-экономическим видам работ), позволяет оценить степень мотивации к занятию какой-либо деятельностью по трафаретам шкалы, учитывающей гендерные различия респондентов. В свою очередь, с помощью методики "Дифференциально-диагностический опросник" академика Е.А. Климова, можно определить (методом вычисления личностного психотипа) ориентацию индивида на профессиональную деятельность в виде взаимодействия по принципу: "человек-природа", "человек-техника", "человек-человек", "человек-знаковый образ" и "человек-художественный образ".

В силу того, что понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства для сознательного овладения своим поведением, самоопределения и личностного развития, в мировой практике профориентации и профконсультирования также широко используются типологические опросники (Дж. Холланда, Г. Айзенка и др.).

Так, например, известный американский психолог Дж. Холланд (J. L. Holland), продвигая (в связи со значением для личности ситуации неопределенности в выборе профессии) идею профессиональной идентичности, разработал уникальную методику оценки интересов (по таким параметрам как "мечты", "деятельности", "компетенции", "карьеры" и "самооценки") под общим названием "Самонаправленный поиск" ("Self Directed Search"). На постсоветском пространстве наиболее известна ее существенно усеченная адаптация под названием "Опросник профессиональных предпочтений", позволяющая определить взаимосвязь типа личности (по Дж. Холланду их шесть: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциальный) и сферы профессиональной деятельности. Следует также отметить, что в оригинальной версии методика Дж. Холланда позволяет определить проявляемые (выражаемые) личностью интересы, тогда как показатели опросника "Бланк профессиональных интересов" ("Vocational Interest Blank") Э. Стронга (E. K. Strong), позволяют определить оцениваемые личностью интересы. Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (К 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета. 2009. № 4. - С. 54-67.

Серия личностных опросников (например, "Еуsenck Personality Questionnaire") британского ученого-психолога немецкого происхождения Г. Айзенка (H. J. Eysenck) используется специалистами по профориентации для определения типа темперамента, уровня интроверсии - экстраверсии, нейротизма личности, с целью прогнозирования того, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие его индивидуально-психологические свойства проявятся в той или иной профессиональной деятельности и будут ли они способствовать его успеху в этой деятельности.

Относительно инструментария, используемого для психологического сопровождения личности на этапах профессионализации, можно говорить о его недостаточной обоснованности на теоретическом и эмпирическом уровнях. Жданович А.А. Реадаптация опросника "Карьерные ориентации" Э.Г. Шейна и его стандартизация на студенческой выборке // Психологический журнал. - 2007. - № 4. - С. 4-19. Кроме того, ряд специалистов, анализируя методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения, отмечают слабую методологическую и методическую разработанность средств психологической поддержки, отсутствие как системы конкретных методик психологической работы с молодежью, так и принципов создания различных средств психологической поддержки личностного развития и самоопределения. Залученова Е.А. Методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения / Е.А. Залученова, В.К. Зарецкий, Л.А. Ненашева, А.Б. Холмогорова. М.: НИИВО, 1995. 168 с.

В отечественной психологии среди методик этого направления можно выделить методику В.Д. Шадрикова "Параллельные профили". Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности/ В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. 185 с. Она предназначена для изучения мотивационно-ценностной сферы личности в профессиональной деятельности и подразумевает сравнение идеальной и реальной работы.

Среди зарубежных методик, используемых для консультационных целей по вопросам психологического сопровождения профессиональной карьеры, можно назвать методику американских психологов Д. Сьюпера (D. E. Super) и Д. Невилл (D. D. Nevill)"Шкала ценностей" ("The Values Scale"). Сенин И.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19. 00. 01; 19. 00. 05/Сенин Иван Геннадьевич; [Место защиты: Ярославский государственный университет им.П.Г. Демидова]. - Ярославль, 2000. - 189 с. В оригинале она представляет из себя опросник, позволяющий определить ценности профессиональной деятельности (авторами выделены следующие их шкалы: "креативность", "управление", "достижения", "окружение", "контролирующие отношения", "образ жизни", "безопасность", "коллеги", "эстетические ценности", "престижность", "независимость", "экономическая отдача", "альтруизм", "интеллектуальное поощрение", "разнообразие"). Также следует отметить опросник А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Бахубера (A. Noe, R. Noe, J. Bachhuber)"Мотивация карьеры" ("Career motivation"). Могилёвкин Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры госслужащих: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19. 00. 13 / Могилёвкин Евгений Александрович; [Место защиты: Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации]. - Москва, 1998. - 146 с. Данная методика базируется на представлении о важности в карьере таких мотивационных феноменов личности, как карьерная интуиция (интуитивное или осознанное понимание своих сильных и слабых сторон, возможностей в отношении развития своей карьеры), карьерная причастность (готовность разделять цели и задачи организации, в которой выстраивается карьера) и карьерная устойчивость (способность преодолевать препятствия на пути достижения карьерных целей). Центральным аспектом мотивации авторы этой методики считают идентификацию с карьерой, соотносящуюся со степенью идентификации с выполняемой работой.

Одним из самых известных в мировой практике психодиагностических инструментов, который позволяет определить представления субъекта о приоритетном направлении продвижения в профессиональной деятельности является опросник "Карьерные ориентации" ("Career Orientation Inventory") Э.Г. Шейна (Е.Н. Shein). Schein E. H. Career Anchors: Discovering Your Real Values. San Diego, СA: Pfeiffer & Company, 1990. В рамках лонгитюдного исследования, с использованием опросников ценностей, установок, а также интервью, автором методики рассматривались хронологические события большого числа респондентов, их ключевые выборы относительно своего профессионального продвижения и эмоциональное отношение к ним. В результате им было выделено несколько направлений профессионального продвижения личности, которые могут быть реализованы в любой профессиональной деятельности ("якоря карьеры", карьерные ориентации).

По мнению ряда специалистов, занимавшихся адаптацией и реадаптацией опросника "Карьерные ориентации" Э.Г. Шейна на выборке респондентов в границах постсоветского пространства, Почебут Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Питер, 2000. - 298 c. , Жданович А.А. Реадаптация опросника "Карьерные ориентации" Э.Г. Шейна и его стандартизация на студенческой выборке // Психологический журнал. - 2007. - № 4. - С. 4-19. его вполне можно использовать в качестве скринингового инструмента в профориентации и профконсультировании, позволяющего на основе выявления потребностей, мотивов, ценностей и способностей субъекта, определить осознанность его представлений о векторе своего дальнейшего профессионального продвижения.

Большое значение для человека имеет профессиональное самоопределение, ведь от этого зависят многие аспекты его жизни. Существуют определенные этапы формирования, которые проходят все люди, и проблемы, возникающие на этом пути. Есть важные советы, помогающие не ошибиться.

Выбор профессии – профессиональное самоопределение

Начнем с термина, так под профессиональным самоопределением понимают личный выбор человека в профессии для успешной реализации на . Для этого проводят анализ своих интересов и талантов. Профессиональное самоопределение личности связано с жизненным самоопределением. Родители, учителя и психологи должны предоставить ребенку максимум информации, помогая тем самым ему принять решение. Выбор профессии – важный и сложный момент, поскольку приходится балансировать между индивидуальным и социальным, желаемым и необходимым.

Основы профессионального самоопределения

Главная цель ориентирования заключается в формировании готовности осознано, и без натиска со стороны спланировать будущее, и реализовать желаемое. Профессиональное и личностное самоопределение направлено на предоставление информации о разных профессиях, анализ выбранных вариантов и поддержку в выборе. Помощь может исходить со стороны учителей, родителей, психологов и других специалистов.


Этапы профессионального самоопределения

На самом деле человек может определяться в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. Существуют определенные типы и уровни профессионального самоопределения:

  1. Дошкольный этап . На мнение ребенка влияют окружающие. Развивать навыки можно благодаря разным кружкам и секциям. Родители должны мотивировать ребенка к успехам в учебе.
  2. Подростковый этап . Очень важный этап, поскольку подросток уже разделяет деятельность, которая ему нравится, а какая – нет. У ребенка уже формируется мнение по поводу разных профессий, но вот образ будущей занятости сформирован еще нечетко. Кроме этого, происходит гендерное разделение направлений.
  3. Юношеский этап . Продолжается этот этап с 16 и до 23 лет, и человек находится на грани, когда следует сделать выбор деятельности. Профессиональное самоопределение наступает, когда старшеклассник получает среднее образование и должен выбрать продолжать учебу или же идти на работу. На этом этапе человек реально оценивает ситуацию и уже серьезно задумывается о выборе. Взрослые оказывают свое влияние.
  4. Этап взросления . Сюда входят люди, которые закончили обучение и уже работают. Человек анализирует свою деятельность и думает о построении карьеры. К 30 годам проблемы профессионального самоопределения становятся особенно актуальными, и к ним относят: работа не приносит удовольствие и не соответствует ожиданиям, может снижаться продуктивность, и возникают мысли о смене деятельности. Этап продолжается до выхода на пенсию.
  5. Пенсионный этап. Есть люди, которые не успевают реализовать существующий потенциал к этому времени, что приводит к ощущению деградации и тревоги. Профессиональное самоопределение проявляется в полезной общественной и социальной деятельности.

Конфликты профессионального самоопределения

Поскольку человек должен определяться самостоятельно, то возможные конфликты имеют внутриличностный характер. Они могут быть спровоцированы такими факторами:

  1. Несоответствие составляющих выбранного направления, например, успеха и финансовой стабильности, высокой самооценки и самоуважения, и так дальше.
  2. Сущность профессионального самоопределения требует совпадения деятельности человека и уровня его компетентности, в противном случае будет .
  3. Несовпадение собственных представлений о своих профессиональных достоинствах с реальностью. Основной фактор, провоцирующий конфликт – несоответствие самому себе.
  4. Противоречия, возникающие между возможностями, способностями и социальными ограничениями, связанными с возрастом, полом и так далее.

Готовность к профессиональному самоопределению

В психологии и педагогике готовность определяется сочетанием ряда факторов, которые отражают разные стороны человека: физическая подготовленность, психологическое состояние и так далее. Когда наступает готовность к профессиональному самоопределению (таблица критериев ее определения далее), то личность уже настроена на совершение действий, которые важны для достижения желаемой цели: создает необходимые условия, восполняет недостаток информации, посещает тренинги, составляет возможный план действия и так далее.


Проблема карьеры в профессиональном самоопределении

Специалисты выделяют одну основную проблему – трудности в выборе, которая проявляется у старшеклассников и у людей постарше. Для этого проводится самоанализ и проходятся разные варианты тестов, чтобы подобрать для себя лучшее направление. Профессиональное самоопределение и карьера страдают от быстрых изменений во внешнем мире. Это касается актуальности того или другого направления. Проблема профессионального самоопределения у взрослых людей связана с разочарованием в выбранном направлении.

Психология профессионального самоопределения

В этой науке под термином понимают выборочное отношение человека к определению будущей профессии и карьерной цели. Психологические основы профессионального самоопределения указывают, что человек должен отдать предпочтение конкретной деятельности с учетом возможностей и интересов. Это должно проходить осознанно. Психологи выделяют внешние и внутренние мотивационные факторы. Профессиональное самоопределение к первой группе относит: чужие советы, примеры других людей и стереотипное мышление. Основным внутренним фактором является персональная оценка труда.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении

Психологи утверждают, что при выборе профессии необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, поскольку они определяют наклонности человека, его положительные и отрицательные черты. От личных характеристик зависит ход выполнения работы и результат. При этом стоит заметить, что внутренний мир человека и профессиональное самоопределение связаны, но при этом самое главное: знания, умения, навыки и направленность.

Методики на профессиональное самоопределение

Существует большое количество методик, применяющихся для облегчения выбора профессии. Самостоятельно можно проводить анализ разных профессий, изучая о них информацию в сети, а еще прочитать книги по соответствующей теме. Методы активизации профессионального самоопределения, предложенные специалистами, могут иметь форму тренинга или личного общения. Для обоих вариантов используются разные игры и способы взаимодействия, чтобы максимально раскрыть потенциал и желания человека.

Тренинг профессионального самоопределения

Для помощи ученикам в определении будущей профессии специалисты организовывают специальные тренинги. На них можно узнать алгоритм профессионального самоопределения, получить информацию о самых популярных профессиях и помощь в будущем. Тренинги включают разные упражнения, направленные на моделирование перспектив профессионального и личностного развития. Кроме этого, участники получают мотивацию в достижении успеха.

Профессиональное самоопределение – книги

Есть много полезной литературы на эту тему, которая поможет разобраться в ней подробнее и сделать правильный . Популярностью пользуются такие книги:

  1. «Ступени карьеры. Азбука профориентации » И.Л. Соломин. Рекомендована эта книга для молодых людей, которые выбирают учебное заведение или профессию.
  2. «Психология профессионального самоопределения » Е.А. Климов. В книге рассказываются типы профессионального самоопределения, проблемы и даются многочисленные советы, помогающие не ошибиться в выборе.
  3. «Профориентация » Н.С. Пряжников. В книге можно узнать о личностном и профессиональном самоопределении, а еще в ней раскрыты вопросы этики, рассказано о консультировании и организации труда.

Важнейший этап в жизни любого школьника. Проверить, готовы ли они к этому шагу, можно при помощи предлагаемого ресурса. Кроме того, с помощью специальных методик (Методика «Матрица выбора профессии» (разработана в Московском областном центре профориентации молодежи), дифференциально-диагностический опросник ) можно помочь ребятам в самоопределении.

Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Готов ли ты к выбору профессии? Анкета №1.

А знаешь ли ты:

1.Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?

3.Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?

20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.

11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

Анкета №2.

Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы

способны одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы вам пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы вы предпочли? Выберите один вид работы из каждой пары и отметьте его номер в бланке ответов.

Просмотр содержимого презентации
«Профессиональное самоопределение»


Классный час в 10 и 11 классах

Профессиональное самоопределение

Учитель математики,

классный руководитель

10 и 11 классов

МКОУ «Хотьковская СОШ»

Наталья Николаевна Коломина


Профессиональное самоопределение

Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни.

С.Л. Рубинштейн


Готов ли ты к выбору профессии?

Чтобы проверить, насколько ты готов сделать первые шаги в выборе профессии, заполните анкету № 1.

Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение.

профориентации молодежи)

Инструкция:

  • Какой объект деятельности вас привлекает (сфера труда)?

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения).


Методика «Матрица выбора профессии»

(разработана в Московском областном центре

профориентации молодежи)

Инструкция: отметьте в каждой предлагаемой группе то утверждение, которое вам нравится, вас привлекает, вами предпочитаемо.

2. Какой вид деятельности вас привлекает?

2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью).

2.2. Облуживание (удовлетворение чьих-то потребностей).

2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности).

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение).

2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства).

2.6. Производство (изготовление продукции).

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов).

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).

2.9. Защита (охрана от враждебных действий).

2.10. Контроль (проверка и наблюдение).


Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.






(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)

Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы способны одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы вам пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы вы предпочли? Выберите один вид работы из каждой пары и отметьте его номер в бланке ответов.

Заполните анкету №2.


Дифференциально-диагностический опросник

(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)

Обработка результатов осуществляется в соответствии с «ключом».

Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом, что в каждом столбце

бланка ответов они относятся к профессиям типа «человек-природа»,

«человек-техника», «человек-другие люди», «человек-знаковые системы»,

«человек-художественный образ», «сам человек» .

Каждый ответ в столбцах бланка ответов оценивается в 1 балл.

Подсчитывается сумма баллов в отдельности по каждому из шести столбцов.

Эти суммы свидетельствует о склонности к работе с соответствующими предметами труда:

9-10 баллов: ярко выраженная склонность;

7-8 баллов: выраженная склонность;

4-6 баллов : склонность на среднем уровне;

2-3 балла: склонность не выражена;

0-1 балл: работа с таким предметом труда активно отвергается: «что угодно, только не это».


Дифференциально-диагностический опросник

(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)


Интерпретация результатов

Первая группа профессий – "Человек - природа". Она объединяет все профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (предмет труда – земля, вода, растения и животные). Сюда включены профессии: ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, геолог, полевод, егерь, механизатор. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Их любовь не созерцательная, которой обладают все люди, а деятельная,

связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к мастерской, где Вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность объектов труда этого типа состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям.


Интерпретация результатов

Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К типу "Человек - техника" относятся профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением: слесарь-ремонтник, наладчик, водитель. Сюда же входят

профессии по производству и обработке металлов: сталевар, токарь, слесарь- механик. В этот же тип включают профессии по обработке неметаллических изделий (ткач, столяр); по переработке продуктов сельского хозяйства (пекарь, кондитер); по добыче и обработке горных пород (проходчик, шахтер). Техника представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успехов в этой области.


Интерпретация результатов

Следующий тип профессий – "Человек – другой человек" . В нем предметом труда специалиста является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость непосредственного воздействия на людей. Круг таких профессий многоаспектен: педагогические – учитель, воспитатель детского сада; медицинские – врач, медсестра; юридические – следователь, судья, адвокат; сфера обслуживания – продавец, проводник, парикмахер; культпросветработники – пианист, аккомпаниатор и т.д. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения и помыслы людей, хорошая память, умение находить общий язык с разными людьми – вот те личные качества, которые очень важны при работе

по профессии этого типа.

Интерпретация результатов

Четвертая типовая группа – это профессии "Человек – знаковая система". Здесь предметом труда служат не сами явления, а информация о них в знаках (слова, формулы, условные знаки). Представители этих профессий создают, обрабатывают, размножают, анализируют, хранят и передают различные виды информации. Так, с языковой знаковой системой связана работа историка, корректора, нотариуса, паспортистки, почтальона. С графическими изображениями, картами, схемами работают чертежники; штурманы, разметчики. Деятельность математиков, экономистов, операторов ЭВМ, метеорологов связана с математической знаковой системой. Человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных свойств предмета, обозначенных знаками, а с другой – представлять характеристики реальных явлений, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, а учитывая, что знаки сами по себе имеют малозаметные различия, необходимы такие

качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.


Интерпретация результатов

Пятая группа профессий – "Человек - художественный образ" . Создание художественных образов, переработка, тиражирование – на это направлена деятельность представителей этой группы профессий. К ней относятся: художники, скульпторы, писатели, реставраторы, дизайнеры, чеканщики, ювелиры, маляры, артисты.

Последняя группа профессий – "Сам человек" . Деятельность в этой области предполагает совершенствование своей внешности, тренировку различных спортивных навыков, а также осуществление психологической и физической подготовки к соревнованиям, турнирам, выступлениям. К данному направлению деятельности относятся: тренеры, спортсмены, модели. Далее представлены характеристики профессионально важных качеств, необходимых для каждого типа профессий.






Выбор за тобой!

Сделай его правильно!


Источники информации:

  • http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf

Шаблон презентации:

http:// учебныепрезентации.рф / file/2263-shablon-traektorija.html

Изображения:

http:// albaz2000.com/images/11610267.jpg

http:// phavi.kcmclinic.eu/ph/r,710,710/agicon/c/2012/08293507967503e1ce1bf835.jpg

http:// uchistut.ru/images/e11cb44c6a26bd8918b11e727c02c5d1_big.jpg

Методика профессионального самоопределения

Для формирования групп педагогической направленности использовался тест Голланда «Методика профессионального самоопределения».

Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Голландом. Её суть в том, что успех в зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

Типы профессиональной направленности личности

    Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвенциальный тип Предприимчивый тип Артистичный тип

Отбор в группы педагогической направленности прошли обучающиеся с преобладающими социальным, интеллектуальным и артистическим типом

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Активность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Техника, . Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, шофер и т. д.

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Идеи, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.


Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т. п.

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика, связь, расчеты, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного , следования правилам и традициям

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.


Результаты диагностики обучающихся 8-9 классов

МОУ СОШ № 28 имени


Loading...Loading...