Почему к политике применимы законы рынка?
Для того, чтобы показать, насколько процессы политической жизни похожи на процессы происходящие на рынке, для начала ответим на три вопроса которые должна поставить перед собой любая организация желающая участвовать в рынке, то есть предлагать ценности и получать ценности взамен Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии Москва, 1999. - 133 с.
- 1. Что предлагаем?
- 2. Кому предлагаем?
- 3. Что хотим взамен?
- 1. Что предлагаем?
Если речь идёт о выборах по мажоритарной системе, то предлагаем кандидата с идеями, если речь идёт о выборах по пропорциональной системе, то предлагаем идеи с прилагающимися кандидатами. Так как человек лучший носитель и генератор идей, можно обобщить что предлагаем идеи.
Кроме того человек как и товар, может иметь упаковку красивую и не очень, что небезразлично для потребителей. Поэтому кроме идей мы предлагаем человека как образ (имидж), не следует путать образ с внешним видом, образ это субъективное представление о человеке которое складывается у других людей, внешний вид человека, его манеры, способности вызывать симпатию, харизма, запах, голос, и прочее лишь служат созданию образа. Например невысокий и слабый человек легко может создавать образ высокого и сильного даже у ближайших знакомых, или злой и жадный человек может успешно создавать образ щедрого добряка. Конечно часто человек так увлекается созданием привлекательного образа что сам существенно меняется в этом направлении, однако рассматривать этот вопрос удел психологов.
Если вернуться к человеку, который является "потребителем" на политическом рынке, можно заметить, что непосредственно идеи и люди которые ему предлагают политические партии ему не нужны, если вдуматься можно заметить, что партии ему нудны постольку поскольку дают надежду. Обычно надежда на лучшее. Поэтому в благополучных обществах, где человеку мало что желать, равно как и в обществах, где религия или иные условия уменьшают стремление к лучшей жизни, наблюдается застой в политической деятельности, она сужается до узкого круга наиболее амбициозных людей и профессиональных политиков.
Следует заметить, что сфере государственной политики принадлежит лишь часть человеческих надежд, в зависимости от силы индивидуализма и веры в свои способности каждого человека, разные люди ожидают от государства помощь в разной степени.
Итак, предлагаем идеи и людей, которые дают НАДЕЖДУ.
2. Кому предлагаем?
Прежде всего гражданам страны в которой действуем, ошибкой было бы сужать "рынок" только до граждан, имеющих право голоса. Граждане не имеющие права голоса, хотя и не могут непосредственно "расплатиться" при избирательных урнах, также являются потребителями услуг государства и посредственно влияют на доверие к власти. Кроме того, следует помнить, что большая часть граждан которые сегодня не имеют права голоса, будут его иметь завтра, следовательно планирую долгосрочные действия следует помнить о молодёжи.
Для получения более подробной картины рынка, следует помнить, что влияние различных групп граждан очень неравномерно. Очевидно, что есть группы, которые соответствуют оптовым дистрибуторам на рынке товаров и услуг, в странах развитой демократии это журналисты, духовные лидеры, лидеры различных профессиональных союзов, собственно политики, одним словом те, чьё слово и дело сильно воздействуют на общественное мнение. Привлечение таких людей на свою сторону соответствует подписанию дистрибьюторских договоров. Важными "оптовиками" являются местные власти, имеющие контроль над избирательным процессом.
Как ни неожиданно это звучит, круг "потребителей" политического продукта не ограничен гражданами одной страны, важно отношение к политикам граждан других стран, часть "политического продукта", вероятно, должна быть предназначена и для них, особенно если мы действуем в открытой стране. Выгода от доверия со стороны жителей других стран очевидна, она принесёт дивиденды в виде хорошего экономического и политического сотрудничества.
3. Что хотим взамен?
В зависимости от необходимости в текущей ситуации. Возможно мы ждём прихода на избирательные участки и голосования за нашего кандидата или нашу партию, выхода на манифестацию, иные формы выражения политической поддержки. Вопрос этот нужно рассматривать даже в более широком контексте того, что такое власть. Власть даётся не самим голосованием, а тем доверием, которое дают граждане избираемым представителям. Когда человек позволяет властвовать над собой другому человеку, он отдаёт часть своей свободы этому человеку, предоставляет право решать за себя.
Для стабилизации баланса свобода-власть с древнейших времён путём проб и ошибок создавались различные формы государственного устройства, появлялись законы. С точки зрения политической системы, избирательные законы это правила по которым играют те, кто хочет от народа получить власть, основные недоразумения возникают потому, что люди, находящиеся у власти имеют возможность изменять законы (правила игры) под себя. Но сейчас мы не об этом, представим себе ситуацию в которой люди власти принимают закон о вечном нахождении у власти, вроде бы они в результате имеют власть навсегда, много монархов и диктаторов так ошибалось. Настоящая власть - это доверие людей, если даже наследственный монарх сумеет среди своих подданных всегда иметь доверие, если они всегда будут готовы отдавать (доверять) часть своей свободы властителю, то он может иметь власть вечно. Люди, которые не имея доверия народа находятся при власти, имеют лишь иллюзию власти, по инерции они ещё некоторое время могут добиваться послушания от подданных, однако вскоре им необходимо либо вернуть доверие людей, либо иным образом заставить людей отказаться от части свободы в пользу власти, например запугиванием.
Одним словом, политику нужно ДОВЕРИЕ.
Итак: ПОЛИТИКИ ДАЮТ НАДЕЖДУ, А ПОЛУЧАЮТ ДОВЕРИЕ.
Избирательное законодательство в разных странах по-разному перекладывает доверие к политикам, на голоса полученные в выборах. Играя в своего рода политическую игру партии в краткосрочной перспективе стараются получить максимальное количество голосов на выборах, аналогично на обычном рынке коммерческая фирма в краткосрочной перспективе старается получить максимальный приход от продаж.
Однако, точно так же как в коммерческой деятельности глупостью было бы урвать большие деньги продавая один раз много плохого товара, только благодаря агрессивной рекламе, так же и глупо агрессивной рекламой выиграть выборы предлагая людям некачественные идеи и людей которых народ вскоре возненавидит. В моральном плане подобное надувательство не лучше грабежа, учитывая что в случае политики нередки человеческие жертвы от таких афёр, можно даже приравнять это к преступлениям похуже. Печально, но так же как на молодых рынках часто случаются фирмы действующие по принципу "урвать и слинять", так же в молодых демократиях часто случаются и политические партии действующие аналогично. Вероятно и рынок и политическая система должны переболеть этими детскими болезнями. И так же как в случае рынка помогают два лекарства: время и стабильность.
Попробуем произвести предварительное деление на основные группы участников "политического рынка" Нежданов Д. Политический маркетинг. -М.: Юридическая литература, 2003. - 88 с.:
- 1. Граждане нашей страны имеющие право голоса - самая большая и важная группа. В дальнейшем для краткости будем их называть просто избирателями.
- 2. Граждане нашей страны не имеющие права голоса - большая группа, но имеющая небольшое влияние.
- 3. Граждане и жители других стран - большая группа но, обычно, маловлиятельная (влиятельная лишь в специфических условиях), с растущим влиянием по мере глобализации. Стремление к положительному имиджу в других странах часто недооценивается, или даже выставляется как нечто неприличное, недостойное, однако что в этом плохого если не достигается в ущерб национальным интересам? Можно на это смотреть как на определённый "экспорт" политических идей и людей.
Это первое деление в некотором смысле соответствует делению обычного рынка на тех кто: платит и потребляет, тех кто не платит и потребляет (за них платят другие), тех кто не платит и не потребляет, но влияет на рыночную ситуацию.
В дальнейших рассуждениях попробуем сосредоточиться на первой группе "клиентов" как самых важных.
Политический маркетинг.
Дальнейшие рассуждения представлены от "МЫ" (множественное число первого лица), где "МЫ" понимается как инициативная группа, желающая предложить свои политические услуги гражданам.
Данную модель можно применять для рассмотрения маркетинга со стороны организации. Не вдаваясь в подробности, делая маркетинг (маркетинг план), необходимо подготовить действия по четырём основным пунктам. Эти четыре П (PPPP) маркетинга:
- · Product
- · Price
- · Place
- · Promotion
Product Продукт Ассортимент.
Самое главное! Что конкретно мы предлагаем каждому сегменту потребителей?
Качество.
Применяем "управление качеством" внутри организации, чтобы не предлагать плохой продукт. В случае идей постоянно исключать уже проверенно гнилые, скоропортящиеся, могущие причинять вред потребителям. В случае людей, исключать преступников, психически неустойчивых (скоропортящихся), потребляющих слишком много ресурсов с малой отдачей и т.п.
Упаковка.
Даже самые лучшие идеи и люди "плохо упакованные" обречены на провал. Для каждого продукта мы разрабатываем
Выпуская нашу идею в жизнь, реализовывая её, не забываем обеспечивать постоянный надзор над ней, в случае надобности "ремонтировать". Например, предлагая реформу сельского хозяйства и "продав" её на реализацию, будем следить всё ли получается как задумано, если есть "неполадки" они ликвидируются ремонтом идеи, или добавлением новых блоков. Устаревшие идеи требуют капитального ремонта или замены и т.п.
Кто (что) представляет нашу партию? Один человек (идея) - марка, или группа "марочных" людей (идей), а может группа марочных людей (идей) с одним ведущим лидером? Мы можем также продвигать несколько марок, чтобы уменьшить риск переноса плохого впечатления с продукта на продукт, это может выражаться в отделении фракции в партию, которая будучи с нами в коалиции (оставаясь с нами в одном политическом "холдинге"), предлагает похожие идеи под другой маркой, и притягивает новых клиентов.
Сюда можно добавлять прочие понятия относящиеся к продукту. Каждому можно предложить такой товар, который ему понравится, по принципу "не каждого можно купить, но для каждого можно найти наживку, на которую он клюнет".
Как ни странно в политическом маркетинге цена, т.е. то, что люди отдают политикам играет очень важную роль. Очень дорогую цену требуют идеи, которые призывают решительно выходить на улицы и протестовать. А уж совсем фантастическую цену требуют те, кто призывает к насильственному действию, любой человек взвесит много раз принимая решение о такой покупке. Намного дешевле ненасильственное сопротивление. Ещё дешевле выражение открытой солидарности с идеями. Самое малое, что можно просить, это скрытое выражение солидарности, специально для осуществления такой сделки придуманы выборы.
На тайных выборах любой, кто прятал солидарность с идеями в самых глубоких закамарках своей думательной машинки, имеет возможность заплатить.
Для тех кто платит высокую цену, можно предусмотреть подобие скидок. Пример: человеку за то что помогал нашей идее, грозит слишком высокая цена, в виде нанесения имущественного или физического ущерба ему и членам его семьи, предлагаем скидку - личную защиту, помощь в эмиграции, частичное возмещение материального ущерба.
Самая типичная форма оплаты на политическом рынке - предоплата. Поэтому часто говорят о "кредите доверия" которое оказывают избиратели политикам, ведь платят обычно ДО того как увидят эффект. В связи с этим очевидно легче продавать тем, кто уже имел или имеет доверие людей, в такой ситуации человек не платит за кота в мешке.
Place Место, дистрибуция. Каналы дистрибуции.
Очень важно чётко предусмотреть и запланировать каким образом наши идеи и образы наших лидеров попадут к потенциальным клиентам, и каким образом граждане смогут "заплатить". Огромное количество бизнес проектов имея прекрасный продукт и потенциально множество потребителей погорает из-за отсутствия эффективной системы дистрибуции, не иначе дело обстоит и в политике. Основная проблема в том, чтобы дать клиенту свой "товар" и получить взамен то что нас интересует.
Как мы уже предположили в рассуждениях о цене, одна из "форм оплаты" - голосование на выборах, сразу вырисовывается одна из "групп дистрибуторов" - те люди, которые проводят выборы, и хотя теоретически результаты голосования не должны зависеть от организаторов выборов, практически всегда имеется вероятность того, что голоса будут украдены. Такая продажа естественно приводит к потере части или всего "политического дохода", бороться с этим мы можем различными путями, например иметь хорошие отношения с членами избирательных комиссий, иначе говоря сделать так, чтобы эти дистрибуторы добросовестно передавали эту виртуальную ценность - доверие народа выраженную в голосах. Речь не идёт о подкупе людей от которых зависят выборы, а лишь о предложении такого "политического продукта" чтобы они сами были заинтересованы в добросовестной работе, и, как минимум, не манипулировали голосами в пользу наших конкурентов.
скачать Гугнин А. М. - подписаться на статьи автораЖурнал: Философия и общество. Выпуск №2(79)/2016 - подписаться на статьи журнала
Начало нынешнего века изобилует изменениями глобального характера: от неконтролируемого роста и миграции населения до неизмеримого увеличения объема информации на каждого жителя Земли. Несомненно, источником этих перемен являются тотальная коммерциализация человеческой деятельности, рыночная система экономики и углубление демократических тенденций в развитии как отдельных государств, так и социума в целом. Надстройкой в этих процессах является теория управления, появившаяся сто лет назад и имеющая определяющее значение в системе экономической и политической идеологии, общественного и личного сознания. Это - маркетинг в широком понимании данного слова, развитый и уточненный в условиях современного общества Ф. Котлером и П. Дракером и применяемый практически повсеместно.
Начало нынешнего века изобилует изменениями глобального характера: от неконтролируемого роста и миграции населения до неизмеримого увеличения объема информации на каждого жителя Земли. Несомненно, источником этих перемен являются тотальная коммерциализация человеческой деятельности, рыночная система экономики и углубление демократических тенденций в развитии как отдельных государств, так и социума в целом. Надстройкой в этих процессах является теория управления, появившаяся сто лет назад и имеющая определяющее значение в системе экономической и политической идеологии, общественного и личного сознания. Это – маркетинг в широком понимании данного слова, развитый и уточненный в условиях современного общества Ф. Котлером и П. Дракером и применяемый практически повсеместно.
Маркетинг - это наука о продвижении услуг и товаров к потребителям от производителей. В рамки данного понятия включается также и исследование установок и предпочтений потребителей, систематическое применение полученной информации с целью создания новых услуг и товаров.
Политический маркетинг - это совокупность действий, применяемых относительно задач и целей политической борьбы. Данное понятие характеризует деятельность, направленную на формирование, изменение и поддержание общественного отношения к определенным партиям, деятелям или движениям в сфере политики.
Политический маркетинг достаточно широко применяется на протяжении По мнению специалистов, в вопросе применения необходимо придерживаться определенных принципов. Так, не следует сводить политический маркетинг к одной из задач менеджмента в избирательной кампании. Немаловажным является и четкое понимание разницы между указанным понятием и пропагандой, рекламой.
По мнению некоторых специалистов, субъекты современного политического рынка больше ориентированы на «продажу» своего имиджа избирателям. Другими словами, отмечается удаленность от современной провозглашающей гарантом достижения организационных целей «выявление потребностей и нужд и применение более эффективных, нежели конкурентные, способов для удовлетворения потребителей».
П. Линдон дал определение политическому маркетингу как совокупности методов и теорий, которые предназначены для использования и политическими организациями при определении своих программ и целей при одновременном воздействии на поведение населения.
Менеджмент и политический маркетинг с точки зрения стратегии имеет много общего с коммерческим менеджментом и маркетингом. Главным отличием специалисты считают то, что первый более социально ориентирован, нежели второй. Это, в свою очередь, сильнее подчеркивает тот факт, что политический маркетинг придает большее значение идеологическому аспекту, нематериальным ценностям.
Кроме того, указанная деятельность обладает определенной комплексностью. Так, политическое объединение не может раскрывать одну идею, несмотря на всю ее возможную привлекательность (например, смена власти или отмена какой-либо пошлины). В сознании населения должны позиционироваться программы и идеологии. В противном случае имеет место некая близорукость в политике.
Рассматривая вопрос о лидерстве, в политическом маркетинге выделяют следующие аспекты:
- Создание (формирование) образа лидера.
- Для одной группы людей качества политического деятеля являются привлекательными, при этом те же качества могут не вписываться в представления другой группы о политическом лидере.
- Позиционирование. Данный аспект указывает на необходимость в определении конкретной занимаемой позиции в определенном рыночном сегменте.
- Воздействие при помощи СМИ на выбранную группу. В данном случае имеют место непосредственные контакты лидера со сторонниками, распространение своих идей с помощью групп поддержки. Следует отметить, что способами воздействия могут быть не только СМИ, но и плакаты, лозунги, листовки и прочие формы.
Лидерство в условиях цивилизованного политического маркетинга предполагает соблюдение определенной системы правил. В соответствии с ними осуществляется выдвижение деятеля во властных структурах и выполнение им своих полномочий. Таким образом, происходит персонификация власти через ее слияние с личными По мнению политолога Мухаева, политический лидер оказывает решающее и постоянное воздействие на государство, общество, организацию.
Политический рынок
Понятие «политический рынок» достаточно широко употребляется в зарубежной политологии. При этом, однако, в отношении данной категории и всего спектра связанных с ней понятий мнения не однозначны.
Например, в США отождествление избирательной кампании с рынком, где предлагаются товары, в частности кандидаты, а покупателями их являются избиратели, общепризнанно и традиционно.
Во Франции же понятие «политический рынок» предпочитают не употреблять, предлагая такие эквиваленты, как «политическое поле», «политическая игра» и т.д.
Основные элементы политического рынка:
Политические субъекты (агенты) рынка, то есть производители политического товара. Их главная задача: обеспечить высокую конкурентоспособность, высокий спрос и, конечно, реализацию товара;
Политические объекты, т.е. потребители политического товара
Политический товар - это совокупность предлагаемых на политическом рынке товаров и услуг, обладающих полезностью, которая должна быть реализована в случае избрания на властные посты тех, кто эти товары предлагает.
О политическом рынке и обо всех связанных с ним понятиях («политический товар», «спрос», «предложение», «обмен» и т.д.) можно говорить с большой долей условности. Политический рынок от традиционного экономического отличается характером обменных процессов. На этих двух рынках представлены разные типы отношений, предопределяющие также и разные типы поведения. Это различие выражается в следующем:
1) И на экономическом рынке, и на политическом присутствует товар. На политический рынок поступает товар-обещание, потенциальный товар. И «голос» избирателя - это своеобразная предоплата.
2) На обоих рынках товары предназначены для обмена. На политическом рынке в качестве эквивалента предлагаемым товарам выступают голоса избирателей.
3) На двух названных рынках деньги присутствуют. Однако если на экономическом рынке они опосредствуют обмен товаров (Т - Д - Т), то на рынке политическом деньги такой роли не выполняют.
Основные направления маркетингового усилия
От аналогий между маркетингом коммерческим и маркетингом политическим логично отходят пять основных направлений маркетингового усилия:
1) первое направление касается самого продукта, его физических характеристик, придания ему товарного вида; для кандидата речь идет о его персональных характеристиках - возрасте, росте, внешности, одежде, машине, свите, семье и т.д.;
2) второе направление - движение продукта на рынок, его равномерное распределение по всем торговым точкам; для политика это означает его физическое присутствие повсюду, где происходит что-то значимое (события, собрания влиятельных групп, наиболее посещаемые общественные места); если политик не может присутствовать где-либо лично, его присутствие должно быть обозначено доверенным лицом или броским плакатом;
3) третьей составляющей маркетингового усилия является определение цены продукта, ее приемлемости для покупателя - за пределами некоего ценового порога продукт не покупается; для политика, участвующего в кампаниях, понятие цены ассоциируется с программой конкретных действий: если кандидат обещает «навести порядок в стране» посредством военно-полевых судов, то вряд ли эта цена будет приемлема для большинства избирателей; к сожалению, последние далеко не всегда знают, во что им обойдется очередная программа «вывода страны из кризиса» и «осчастливливания народа»;
4) четвертая составляющая - торговый персонал, т.е. совокупность продавцов, квалифицированных и достаточно многочисленных, которые представляют товар, рекламируют его, объясняют достоинства и, наконец, продают, используя в отношении покупателя убеждающие рыночные технологии; для политика торговый персонал - это группы его добровольных помощников, контактирующих с избирателями (лично, письменно, по телефону и т.д.) и убеждающих отдать голос за конкретного претендента - и в данном случае количество и квалификация торгового персонала являются важным элементом успеха «продаж»;
5) пятой составляющей маркетингового усилия является коммуникационная политика - т.е. деятельность по «продвижению» и рекламированию, начиная с самых простых средств представления кандидата (его фотографий, программных документов), распространения плакатов и листовок, вручения подарков, сувениров, устройства лотерей и т.д. до институциональной или товарной рекламы; с наступлением эпохи электронных СМИ радио и телевидение стали особо ценимым средством рекламирования кандидатов, причем, чем выше уровень кампании, тем активнее они используются.
«Политический рынок» и «политический товар»
Демократические государства характеризуются существованием в них политической системы, в рамках которой взаимодействует множество политических организаций. Это: политические партии, блоки, движения, союзы, группы интересов, лобби, фонды, ассоциации и т.д. Все они в той или иной степени связаны с механизмом формирования органов власти, предполагающим альтернативный характер выборов в данные органы. А это означает, что за каждое место, например, в парламенте, будет бороться несколько кандидатов. Свой политический выбор каждый избиратель сделает, проголосовав лишь за одну политическую партию. Из нескольких кандидатов тоже можно выбрать только одного.
Данному акту политического выбора предшествует достаточно длительный период, очень напоминающий по своему содержанию рыночные отношения. Все действующие в границах рассматриваемого поля лица делятся на две группы. Одни предлагают свои политические товары (политические программы, идеи, услуги) в обмен на поддержку на выборах, а другие выбирают из множества предлагаемых им политических товаров те, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям. Соответственно отдаются голоса той партии и тому кандидату, которые в случае избрания обещают удовлетворить потребности избирателей. Отношения этих двух групп опосредуются такими понятиями, как «товар», «спрос», «предложение», «торг», «обмен», «продавцы», «покупатели». А отношения в рамках первой группы дополняются еще и конкурентной борьбой. Другими словами, налицо все слагаемые рынка, в данном случае - политического.
Основные элементы политического рынка:
- - политические субъекты (агенты) рынка, то есть производители политического товара. Это могут быть политические лидеры, политические партии, группы интересов и т.д. Их главная задача такая же, как и у всех других производителей товаров, а именно: обеспечить высокую конкурентоспособность, высокий спрос и, конечно, реализацию товара;
- - политические объекты, т.е. потребители политического товара. К ним относятся: население страны в целом, отдельные слои и группы, политические организации и т.д.;
- - политический товар - это совокупность предлагаемых на политическом рынке товаров и услуг, обладающих полезностью, которая должна быть реализована в случае избрания на властные посты тех, кто эти товары предлагает. В качестве товаров называются политические программы, политические идеи и т.д.
Понятие «политический рынок» достаточно широко употребляется в зарубежной политологии. При этом, однако, в отношении данной категории и всего спектра связанных с ней понятий мнения не однозначны. Например, в США отождествление избирательной кампании с рынком, где предлагаются товары, в частности кандидаты, а покупателями их являются избиратели, общепризнанно и традиционно. Во Франции же понятие «политический рынок» предпочитают не употреблять, предлагая такие эквиваленты, как «политическое поле», «политическая игра» и т.д.
Но дело не только в соображениях морально-этического плана, а в том, что о политическом рынке и обо всех связанных с ним понятиях («политический товар», «спрос», «предложение», «обмен» и т.д.) можно говорить с большой долей условности. Политический рынок от традиционного экономического отличается характером обменных процессов. На этих двух рынках представлены разные типы отношений, предопределяющие также и разные типы поведения. Это различие выражается в следующем.
- 1. И на экономическом рынке, и на политическом присутствует товар. Однако на экономический рынок поступает реальный товар, на политический - товар-обещание, потенциальный товар. И «голос» избирателя - это своеобразная предоплата.
- 2. На обоих рынках товары предназначены для обмена. Но если на экономическом рынке товар обменивается на другой равноценный или на денежный эквивалент, то на политическом рынке в качестве эквивалента предлагаемым товарам выступают голоса избирателей.
- 3. На двух названных рынках деньги присутствуют. Однако если на экономическом рынке они опосредствуют обмен товаров (Т - Д - Т), то на рынке политическом деньги такой роли не выполняют. В этом нет необходимости. Но это не означает, что на политическом рынке вообще деньги не фигурируют. Наоборот, политический рынок требует больших денежных средств, они необходимы для осуществления процесса, получившего название «политический маркетинг».